Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования.

Сочинение могут писать по собственному желанию для представления результатов в ВУЗы:

- выпускники прошлых лет;

- обучающиеся по образовательным программам СПО;

- лица, получающие среднее образование в иностранных образовательных организациях;

- лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. 

Нормативные документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения):

Приказ № 01-21/1606 от 01.12.2020г. "О внесении изменений в приказ министерства образования Оренбургской области от 10.11.2020г. №01-21/1528

Приказ №665/1156 от 24.11.2020г. "Об особенностях проведения государственной аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/2021 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)

Приказ №01-21/1528 от 10.11.2020г. "Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Оренбургской области в 2020-2021 учебном году

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) №05-110 от 30.10.2020г.

Приказ №01-21/1319 от 02.10.2020г. "Об утверждении мест регистрации выпускников прошлых лет для участия в написании итогового сочинения в 2020-2021 учебном году и сдачи ЕГЭ на территории Оренбургской области в 2021г.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) №05-86 от 24.09.2020г.

Приказ Минисерства образования Оренбургской области от 01.12.2020г. №01-21/1606 "О внесении изменений в приказ министерства образования Оренбургской области от 10.11.2020 №01-21/1528"

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 02.04.2021г. №01-21/582 "О внесении изменений в приказ министерства образования Оренбургской области от 10.11.2020 №01-21/1523"

  

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) - 3ч. 55 мин. (для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов время увеличивается на 1ч. 30 мин.)

 

 

Сроки проведения итогового сочинения (изложения):

Основной срок 01.12.2021 г.

Дополнительные сроки 02.02.2022 г. и 04.05.2022 г.

 

 

 Список направлений тем итогового сочинения 2022

  1. Человек путешествующий
  2. Цивилизация и технологии
  3. Преступление и Наказание
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм)
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

 

Краткий видеоразбор направлений в 2022 году

 

Полезные ссылки

 

 

О темах, направлениях и комментариях на 2022-2022 год (кликайте для деталей)

 

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
  3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

 

Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022

 

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

 

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

 

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

 

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

 

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

 

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

 

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

 

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

 

3. Преступление и наказание — вечная тема.

 

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

 

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

 

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

 

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

 

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

 

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

 

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

 

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

 

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

 

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

 

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

 Важное примечание про итоговое 2022

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

 

Сроки подачи заявления для написани итогового сочинения (изложения)

Для участи в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

для участия 01.12.2021 - до 17.11.2021;

для участия 02.02.2022 - до 18.01.2022;

для участия 04.05.2022 - до 20.04.2022.

Регистрация для участия в итоговом сочинении (изложении)

Регистрация для участников в итоговом сочинении (изложении) на основании заявления проводится для выпускников 11 классов в общеобразовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения)

Обучающиеся 11 классов могут ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) в своей образовательной организации.

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 10.11.2020г. №01/21-1528 "Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Оренбургской области в 2020-2021 учебном году"

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Банер ПОС ЕГПУ