Наша библиотека

 1 0

Приказ Министерства просвещения РФ от 28.декабря 2018 года №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный список экстримистской литературы

Перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

Паспорт библиотеки

Положение о библиотеке

Положение о медиацентре

Должностная инструкция педагога - библиотекаря

Правила пользования библиотекой

Правила пользования медиацентром

Перечень учебников, используемых в образовательном процессе в 2019-2020 учебном году

Памятка учащимся

Памятка родителям

Список учебников для обменного фонда на 2019-2020 учебный год

 

 

Библиотека МБОУ "Акбалакская СОШ №2" образовалась из библиотеки Акбулакского педучилища, библиотеки татарской и казахской школ, библиотеки начальной, а затем 8-летней школы №2. 

0102

За отчётный период библиотека работала по утверждённому плану работы на 2018-2019 учебный год. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана.

Основными задачами библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

- формирование у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя информационной культуры и культуры чтения;

- совершенствование традиционных и освоение новых технологий;

- воспитание культурного и гражданского самосознания, развитие творческого потенциала обучающегося.

Школьная библиотека прививала обучающимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Школьная библиотека — это информационный центр для обучающихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет, справочной литературы, источников сети Интернет.

Характеристика школьной библиотеки.

Библиотека расположена на первом этаже образовательного учреждения. Она занимает изолированный приспособленный класс-комнату 65,5 кв. м.

Библиотека оснащена ПК, с выходом в интернет.

Количество помещений – 1. Читальный зал в библиотеке совмещен с абонементом, где имеется 20 посадочных мест для работы. Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Организует работу педагог-библиотекарь – 1, имеющий стаж в данной должности – 3 года.

В течение учебного года пользователями библиотеки были следующие группы читателей:

Учащиеся –503

Учителя –48

Обслуживающий персонал- 13

Другие читатели –7.

 

  1. I.Состояние книжного фонда

        Общий фонд школьной библиотеки составляет – 21562 экз. Из них:

- основной (универсальный фонд) - 13905 экз.

- учебный действующий фонд – 7657 экз.

Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка производится по классам. По мере поступления новых учебников, продолжается запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, пополняется и редактируется картотека учебников. В 2018 - 2019 учебном году школа пополнилась на 2178 учебника (на общую сумму 914068 руб. 07 коп.). За счет министерской поставки получено – 44 экз. на сумму 18792 руб. 07 коп. За счет субвенции получено – 2134 экз. на сумму 895276 руб. Обеспеченность на конец года составляет 78 %.

Информация о поступивших учебниках для учителей, учащихся и родителей доводилась на совещаниях, через сайт.

В течение учебного года проводилось периодическое списывание ветхих и устаревших учебников (1250экз.) на сумму 268774 руб. 40 коп.

В целях профилактики сохранности учебников педагогом - библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику прошла сдача учебников.

 

Основные показатели библиотечной статистики:                                

 

Функции библиотеки

2015-2016

уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018   уч. год

2018-2019      уч. год

количество учащихся

548 чел.

588 чел.

591 чел.

598 чел.

количество читателей

483 чел.

518 чел.

526 чел.

503 чел.

Поступление:

учебный фонд

художественный фонд

 

827 экз.

34 экз.

 

1799 экз.

10 экз.

 

1701 экз.

0 экз.

 

2178 экз.

0 экз.

книговыдача

учебников

в том числе основной фонд

11894

8714

3180

12599

7867

4732

13202

8258

4944

12842

8835

 

4007

средняя дневная посещаемость

8 чел.

8 чел.

17 чел.

8 чел.

среднее количество посещений 1чит.

8 чел

8 чел.

17 чел.

8 чел.

среднее число книг выданных 1чит.

6,5 кн.

9 кн.

8 кн.

7 кн.

среднее число выдач на единицу фонда.

0,2 кн.

0, 3 кн.

0,4 кн.

0,3

услуги медиацентра:

295 (4696 ч.)

305 (4739 ч.)

327 (5187)

283 (4321)

 

                  

В конце года был проведен анализ читательской активности обучающихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы:

- читательская активность наиболее высокая в начальной школе – 87 %. Дети 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки;

- на 2 ступени обучения читательская активность падает до 35% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 7,8–х классов);

- на 3 ступени обучения - в 10-11 классах читательская активность возрастает, многие ребята являются активными читателями – 67 %).

Если сравнивать с прошлым учебным годом, то читательская активность снизилась, возможно, из-за пассивных читателей, пользующихся в школьной библиотеке только учебной литературой. Постоянной популярностью пользуются периодические издания, хотя они прежних лет выпуска. Хочется, чтобы в библиотеке была оформлена подписка на детские журналы и периодику для учителей.

 

III. Справочно-библиографическая работа

В течение всего года велась работа по редактированию справочно - библиографического аппарата. В целях пропаганды библиотечно - библиографических знаний было проведено 2 обзора энциклопедий и словарей, экскурсия в библиотеку 1-классников, 3 библиотечных урока «Чудо из чудес» для учащихся 1 классов. На этих мероприятиях ребята познакомились со справочно - библиографическим аппаратом библиотеки. В декабре 2018 года для первоклассников прошел праздник «Посвящение в читатели». Учащиеся в ходе мероприятия познакомились с понятиями: «книга», «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «читальный зал», «формуляр». Этот урок проходил интересно, познавательно, со стихами, загадками и вручением закладок. После мероприятия первоклассники самостоятельно выбрали книги в библиотеке, сейчас они самые активные читатели в школе.

IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного педагога - библиотекаря. H Работа школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные книжные выставки, как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Наиболее интересными и востребованными были такие выставки: «Книги-юбиляры 2019 года», «Язык родной, дружи со мной!», «Они должны жить!» (по экологии к международному дню защиты животных), «Скажем книге здравствуй», «Путешествие в сказку!», «Сокровища нашей библиотеки». В течение года читатели знакомились с литературой на военную тематику на выставках: «Мы о подвигах читаем, стать героями мечтаем!», «Век живи, век помни», «Слава тебе, солдат!», «Маршалы Великой Победы». Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, портрет, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.Н. Носова, В.В. Бианки и другие.

За 2018-2019 учебный год были проведены следующие мероприятия:      

викторины -5

экологический час - 2

библиотечный урок - 6

игра - 3

обзор литературы – 4

обзор журналов - 1

праздник «Посвящение в читатели» - 3

конкурс - 3

С октября по апрель в библиотеке прошел конкурс «Самый активный читатель». В конце апреля были подведены итоги конкурса, победители в каждом классе получили грамоты.

Для первоклассников был проведен экологический час «Виртуальный зоопарк». Ребята вспомнили животный мир планеты, познакомились с его особенностями, загадками и необычными фактами из жизни животных, расширили кругозор.

Для учащихся 3-х классов проведен экологический час «Синичкин день». Ребята узнали особенности гнездования, питания птиц, вспомнили рассказы о птицах известных писателей (Скребицкого, Бианки, Житкова), читали стихи, отвечали на вопросы викторины.

Ученики 4 кл. побывали в школьной библиотеке на игре «Знатоки родного края», узнали о знаменитых людях Акбулака, памятниках Акбулакского района, познакомились с книгами о родном крае.

Для учащихся 5 и 6 классов были проведены библиотечные уроки «Наши друзья – словари» Учащиеся 2 классов побывали на познавательном часе «Ученые и открытия».

А также проводила: «Имя, ставшее легендой» (Ю.Гагарин), «И вновь Аксаков много лет спустя..», «Путешествие по сказкам и рассказам В.А. Сухомлинского», «Старая пословица ввек не состарится» и др.

 

«Исторические вестники», «Информационные вестники», «Литературные вестники», «Юбилейные вестники»:

- 85 лет со дня рождения Н.Ю. Дуровой

- 140 лет со дня рождения Альберта Эйнштейна, ученого - физика

- 95 лет со дня рождения Ю.В. Бондарева

-120 лет со дня рождения Ю.К. Олеши

- 140 лет со дня рождения П.П. Бажова

- День снятия блокады Ленинграда

- 115 лет со дня рождения В.П. Чкалова

- день памяти А.С. Пушкина

- 150 лет со дня рождения Н.К. Крупской

- 25 лет со дня утверждения Государственного Герба РФ

- 200 лет назад издана книга Н.М. Карамзина «История государства Российского» и другие.

 

V. Повышение квалификации

Для повышения квалификации педагог - библиотекарь регулярно посещает семинары.

VI. Взаимодействие с другими службами и другими организациями

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с районными библиотеками: Детская районная библиотека и Районная библиотека имени Правдухина.

VII. Школьная периодика и медиатека

Медиатека насчитывает 1346 дисков СД РОМ по образовательным программам, приложениям к учебникам литературы и физики, из опыта работы учителей, 56 учебных видеокассет

На 2018 год оформлена подписка на периодическую печать на первое полугодие – 4 экз., на второе – 4 экз.

В целях информационной безопасности библиотекарем велась работа на сайте министерства юстиции РФ со списком экстремистской литературы.

Совместно с руководителями ШМО составляла заказ учебной литературы на 2019-2020 учебный год с учетом требований и в соответствии с Федеральным перечнем, который был согласован и утвержден на Совете ОУ и передан в РОО методисту по библиотекам.

 

Общие выводы и предложения:

Школьная библиотека выполняет работу по предоставлению читателям необходимой информации, оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, производит подбор литературы, сценариев, стихов. Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной, методической и детской литературы, а также в организации подписки на периодические издания. Для расширения кругозора учащихся (особенно среднего звена) продолжать сотрудничество с другими библиотеками города.

Основными задачами на будущий год остается:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.

- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

- формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.

- сбор, накопление и обработка информации и доведение ее до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.

- развитие содержательного обще6ния между пользователями, воспитание культуры общения.

- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Педагог-библиотекарь                                 Кудряшова Е.М.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

123456         1 0     zvonok